Адрес:

600022, г.Владимир, пр-кт Ленина, 59

E-mail:

dszn@avo.ru

Телефоны:

(4922)-545225,     (4922)-544319(факс)

Время работы и приема населения:

09.00 - 17.30
Перерыв 12.30 - 13.00
Выходные: суббота, воскресенье

Единый социальный телефон:

(4922)-362833,    8-800-450-01-21

Детский телефон доверия:

8-800-2000-122

Единый номер экстренных служб:

112

Тезисы к выступлению на очередном заседании Координационного совета по делам инвалидов на тему: Работа региональной межведомственной и муниципальной комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах

Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов посвящена доступности для инвалидов школ, жилых домов, медицинских учреждений и рабочих мест.

Конвенция была принята 13 декабря 2006 г. и ратифицирована в России Федеральным законом от 3 мая 2012 года  № 46-ФЗ.

Во исполнение принятых обязательств одной из мер по формированию доступной среды стало принятие постановления Правительства Российской Федерации  от 09.07.2016  № 649. Им утверждены:

- Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме;

- Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида;

- Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме  обеспечивается посредством их приспособления с учетом потребностей инвалида. Под приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности инвалида.

Данная деятельность осуществляется комиссиями по обследованию  жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах.

Это сеть комиссий, в основе которой лежит деление в зависимости от формы собственности обследуемого жилого помещения.

Выделяют:

- федеральную комиссию (жилой фонд Российской Федерации);

- региональную комиссию (жилой фонд субъекта Российской Федерации);

- муниципальные комиссии (муниципальный и частный жилой фонд).

На территории области комиссии созданы  в 2018 году.

В настоящее время деятельностью комиссий охвачены все муниципальные образования области. Всего созданы 83 комиссии (1 региональная и 82 муниципальные).

Порядок работы региональной и муниципальных комиссий определен распоряжением Департамента от  25.05.2018 № 1.

Обследования проводятся по обращению в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

План мероприятий для региональной межведомственной комиссии утвержден распоряжением администрации области от 22.06.2018 № 417-р и включает:

а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме;

б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом;

в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме;

г) проведение беседы с гражданином в целях выявления  потребностей  гражданина в отношении приспособления жилого помещения;

д) оформление акта обследования по итогам оценки необходимости и возможности приспособления  с учетом потребностей инвалида.

Планы мероприятий для муниципальных комиссий утверждаются правовым актом органа местного самоуправления.

Полномочия комиссий и порядок их действий одинаковы. Различия состоят в форме собственности обследуемых жилых помещений.

Региональная межведомственная комиссия занимается обследованием жилых помещений, находящихся в государственной собственности области. 

В состав региональной межведомственной комиссии помимо департамента  включены представители  департаментов строительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, государственной жилищной инспекции и инспекции государственного строительного надзора, а также члены общественных организаций (ВОИ),  (ВОС),   (ВОГ).

Ежегодно департамент делает запрос в департамент имущественных и земельных отношений, уполномоченный на ведение реестра государственного имущества Владимирской области о составе регионального фонда жилья

По состоянию на текущий год в государственной собственности области находится 101 объект недвижимого имущества с назначением «жилое» (отсутствуют объекты на территории г. Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустального, Меленковского, Селивановского и Юрьев-Польского районов).

 Из них 13 объектов (жилые одноквартирные дома, здания общежитий и т.д.) не относятся к помещениям, расположенным в многоквартирных домах, и не подпадают под действие Правил.

По 88 объектам недвижимости сделаны запросы в учреждения, владеющие ими на праве оперативного управления. По сведениям балансодержателей инвалиды в указанных помещениях не проживают.

Таким образом, в региональном фонде жилья инвалиды не проживают. 

Мониторинг жилого фонда будет продолжен.

 В муниципальном  фонде в 2019 году насчитывается   3241 помещение в многоквартирных домах,  в частном фонде – 82 005 помещений в многоквартирных домах.

В каждом муниципальном образовании выстроена своя система комиссий, где-то действует единая комиссия (например, Гороховецкий район), где-то комиссии созданы в каждом муниципальном образовании  и в муниципальном районе (Александровский и Гусь-Хрустальный район).

После обращения человека с инвалидностью муниципальная комиссия  действует в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

На этом этапе комиссия оформляет акт обследования, в котором содержатся выводы:

- о наличии или  отсутствии необходимости приспособления с мотивированным обоснованием;

- выводы по вопросу технической возможности приспособления;

-  перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом мнения инвалида.

Форма акта утверждена приказом Минстроя России от 23.11.2016 № 836/пр.

Правила обследования предусматривают три вида перечней мероприятий:

а) минимальный  (поводится в отношении жилого помещения инвалида), за счет средств бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований, в соответствии с утвержденными программами по обеспечению социальной поддержки инвалидов;

б) оптимальный перечень (проводится в отношении общего имущества многоквартирного дома), финансирование  может осуществляться за счет бюджетных, иных средств;

в) максимальный перечень мероприятий (проводится  в отношении жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома). Мероприятия  выполняются по специальному заказу инвалидов за счет их средств или  иных источников финансирования.

Перечень необходимых мероприятий определяется комиссией.

В случае, если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, комиссией проводится проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в целях приспособления жилого помещения инвалида.

Правила проведения проверки утверждены приказом Минстроя России от 28.02.2017 № 583/пр.

Проверка экономической целесообразности осуществляется исходя из  минимального или оптимального перечней мероприятий путем сравнения потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома, с потребностями в средствах, необходимых на приобретение нового жилого приспособленного помещения, равнозначного по площади и месторасположению.

Если имеется возможность приспособления, то помещение или многоквартирный дом должны быть включены в план мероприятий по приспособлению соответствующего муниципального образования.

Отрицательное заключение  является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством РФ порядке непригодным для проживания инвалида.

За время работы муниципальными комиссиями  проведено свыше 200 обследований, в половине случаев помещения были признаны пригодными для проживания инвалидов без необходимости приспособления.

Количество жилых помещений инвалидов, по которым было принято решение о включении в план мероприятий – 83;

решений об отсутствии возможности приспособления жилого помещения – 28.

Департаментом как уполномоченным органом по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов  оказывается методическая помощь и взаимодействие с муниципальными комиссиями.

Например, в течение этого года комиссии Александровского района оказана методическая помощь по вопросам организации работы по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции обследованных помещений. В настоящее время эти помещения признаны непригодными для проживания инвалидов  и администрацией ведется поиск оптимального решения по предоставлению жилого помещения взамен обследованных.

Необходимо отметить ряд проблем, с которыми столкнулись комиссии:

1) В случае с Александровом мы пришли к выводу, что оценка затрат на мероприятия, определенные актами обследования жилых помещений и мест общего пользования, невозможна без сметы, подготовленной саморегулируемой организацией архитектурно-строительного проектирования (соответствующие разъяснения мы получили от департамента строительства и архитектуры).

Учитывая изложенное, средства необходимы уже на стадии проведения обследования жилого помещения на составление проектно-сметной документации.

2) Основная проблема – определение источников финансирования.

В соответствии с Правилами финансирование деятельности по приспособлению жилых помещений (минимальный перечень) осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов в рамках соответствующих муниципальных программ.

Например, ЗАТО г. Радужный включил расходы по приспособлению жилых помещений в муниципальную программу «Доступная среда». В основном приспособление осуществлялось за счет обустройства пандусов в местах общего пользования многоквартирных домов.

Это один из способов решения существующей проблемы.

Некоторые муниципальные образования  активно взаимодействуют с управляющими компаниями по вопросам приспособления общего имущества в многоквартирном доме.  И это правильно, так как в соответствии с Правилами обследования к участию в работе комиссии могут привлекаться представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом.

Если использовать  средства собственников жилья, требуется получение их согласия, в случае использования бюджетных средств, согласия не требуется.

3) Получение данных о местах проживания инвалидов. Информация относится к персональным данным, и многие органы, отвечают отказом на данные запросы комиссий.

Решение указанной проблемы будет возможно со следующего года  в использовании данных Федерального реестра инвалидов.

Получение указанных данных позволит органам местного самоуправления провести более подробный анализ относительно потребностей инвалидов и сделает планирование расходов на указанные цели более эффективным.

В связи с изложенным предлагаю:

- муниципальным комиссиям продолжить работу по мониторингу жилья инвалидов на предмет доступности;

- обеспечивать  своевременное планирование денежных средств на указанные цели в местных бюджетах;

- активно взаимодействовать с управляющими компаниями по вопросам приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

Возврат к списку