Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов посвящена доступности для инвалидов школ, жилых домов, медицинских учреждений и рабочих мест.
Конвенция была принята 13 декабря 2006 г. и ратифицирована в России Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ.
Во исполнение принятых обязательств одной из мер по формированию доступной среды стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649. Им утверждены:
- Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме;
- Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида;
- Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается посредством их приспособления с учетом потребностей инвалида. Под приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности инвалида.
Данная деятельность осуществляется комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах.
Это сеть комиссий, в основе которой лежит деление в зависимости от формы собственности обследуемого жилого помещения.
Выделяют:
- федеральную комиссию (жилой фонд Российской Федерации);
- региональную комиссию (жилой фонд субъекта Российской Федерации);
- муниципальные комиссии (муниципальный и частный жилой фонд).
На территории области комиссии созданы в 2018 году.
В настоящее время деятельностью комиссий охвачены все муниципальные образования области. Всего созданы 83 комиссии (1 региональная и 82 муниципальные).
Порядок работы региональной и муниципальных комиссий определен распоряжением Департамента от 25.05.2018 № 1.
Обследования проводятся по обращению в соответствии с утвержденным планом мероприятий.
План мероприятий для региональной межведомственной комиссии утвержден распоряжением администрации области от 22.06.2018 № 417-р и включает:
а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме;
б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом;
в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме;
г) проведение беседы с гражданином в целях выявления потребностей гражданина в отношении приспособления жилого помещения;
д) оформление акта обследования по итогам оценки необходимости и возможности приспособления с учетом потребностей инвалида.
Планы мероприятий для муниципальных комиссий утверждаются правовым актом органа местного самоуправления.
Полномочия комиссий и порядок их действий одинаковы. Различия состоят в форме собственности обследуемых жилых помещений.
Региональная межведомственная комиссия занимается обследованием жилых помещений, находящихся в государственной собственности области.
В состав региональной межведомственной комиссии помимо департамента включены представители департаментов строительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, государственной жилищной инспекции и инспекции государственного строительного надзора, а также члены общественных организаций (ВОИ), (ВОС), (ВОГ).
Ежегодно департамент делает запрос в департамент имущественных и земельных отношений, уполномоченный на ведение реестра государственного имущества Владимирской области о составе регионального фонда жилья
По состоянию на текущий год в государственной собственности области находится 101 объект недвижимого имущества с назначением «жилое» (отсутствуют объекты на территории г. Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустального, Меленковского, Селивановского и Юрьев-Польского районов).
Из них 13 объектов (жилые одноквартирные дома, здания общежитий и т.д.) не относятся к помещениям, расположенным в многоквартирных домах, и не подпадают под действие Правил.
По 88 объектам недвижимости сделаны запросы в учреждения, владеющие ими на праве оперативного управления. По сведениям балансодержателей инвалиды в указанных помещениях не проживают.
Таким образом, в региональном фонде жилья инвалиды не проживают.
Мониторинг жилого фонда будет продолжен.
В муниципальном фонде в 2019 году насчитывается 3241 помещение в многоквартирных домах, в частном фонде – 82 005 помещений в многоквартирных домах.
В каждом муниципальном образовании выстроена своя система комиссий, где-то действует единая комиссия (например, Гороховецкий район), где-то комиссии созданы в каждом муниципальном образовании и в муниципальном районе (Александровский и Гусь-Хрустальный район).
После обращения человека с инвалидностью муниципальная комиссия действует в соответствии с утвержденным планом мероприятий.
На этом этапе комиссия оформляет акт обследования, в котором содержатся выводы:
- о наличии или отсутствии необходимости приспособления с мотивированным обоснованием;
- выводы по вопросу технической возможности приспособления;
- перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом мнения инвалида.
Форма акта утверждена приказом Минстроя России от 23.11.2016 № 836/пр.
Правила обследования предусматривают три вида перечней мероприятий:
а) минимальный (поводится в отношении жилого помещения инвалида), за счет средств бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований, в соответствии с утвержденными программами по обеспечению социальной поддержки инвалидов;
б) оптимальный перечень (проводится в отношении общего имущества многоквартирного дома), финансирование может осуществляться за счет бюджетных, иных средств;
в) максимальный перечень мероприятий (проводится в отношении жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома). Мероприятия выполняются по специальному заказу инвалидов за счет их средств или иных источников финансирования.
Перечень необходимых мероприятий определяется комиссией.
В случае, если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, комиссией проводится проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в целях приспособления жилого помещения инвалида.
Правила проведения проверки утверждены приказом Минстроя России от 28.02.2017 № 583/пр.
Проверка экономической целесообразности осуществляется исходя из минимального или оптимального перечней мероприятий путем сравнения потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома, с потребностями в средствах, необходимых на приобретение нового жилого приспособленного помещения, равнозначного по площади и месторасположению.
Если имеется возможность приспособления, то помещение или многоквартирный дом должны быть включены в план мероприятий по приспособлению соответствующего муниципального образования.
Отрицательное заключение является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством РФ порядке непригодным для проживания инвалида.
За время работы муниципальными комиссиями проведено свыше 200 обследований, в половине случаев помещения были признаны пригодными для проживания инвалидов без необходимости приспособления.
Количество жилых помещений инвалидов, по которым было принято решение о включении в план мероприятий – 83;
решений об отсутствии возможности приспособления жилого помещения – 28.
Департаментом как уполномоченным органом по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов оказывается методическая помощь и взаимодействие с муниципальными комиссиями.
Например, в течение этого года комиссии Александровского района оказана методическая помощь по вопросам организации работы по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции обследованных помещений. В настоящее время эти помещения признаны непригодными для проживания инвалидов и администрацией ведется поиск оптимального решения по предоставлению жилого помещения взамен обследованных.
Необходимо отметить ряд проблем, с которыми столкнулись комиссии:
1) В случае с Александровом мы пришли к выводу, что оценка затрат на мероприятия, определенные актами обследования жилых помещений и мест общего пользования, невозможна без сметы, подготовленной саморегулируемой организацией архитектурно-строительного проектирования (соответствующие разъяснения мы получили от департамента строительства и архитектуры).
Учитывая изложенное, средства необходимы уже на стадии проведения обследования жилого помещения на составление проектно-сметной документации.
2) Основная проблема – определение источников финансирования.
В соответствии с Правилами финансирование деятельности по приспособлению жилых помещений (минимальный перечень) осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов в рамках соответствующих муниципальных программ.
Например, ЗАТО г. Радужный включил расходы по приспособлению жилых помещений в муниципальную программу «Доступная среда». В основном приспособление осуществлялось за счет обустройства пандусов в местах общего пользования многоквартирных домов.
Это один из способов решения существующей проблемы.
Некоторые муниципальные образования активно взаимодействуют с управляющими компаниями по вопросам приспособления общего имущества в многоквартирном доме. И это правильно, так как в соответствии с Правилами обследования к участию в работе комиссии могут привлекаться представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом.
Если использовать средства собственников жилья, требуется получение их согласия, в случае использования бюджетных средств, согласия не требуется.
3) Получение данных о местах проживания инвалидов. Информация относится к персональным данным, и многие органы, отвечают отказом на данные запросы комиссий.
Решение указанной проблемы будет возможно со следующего года в использовании данных Федерального реестра инвалидов.
Получение указанных данных позволит органам местного самоуправления провести более подробный анализ относительно потребностей инвалидов и сделает планирование расходов на указанные цели более эффективным.
В связи с изложенным предлагаю:
- муниципальным комиссиям продолжить работу по мониторингу жилья инвалидов на предмет доступности;
- обеспечивать своевременное планирование денежных средств на указанные цели в местных бюджетах;
- активно взаимодействовать с управляющими компаниями по вопросам приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.