1. Вопрос. Имеют ли право на субсидии (компенсации) с 1 января 2022 года
граждане при наличии судебных решений, вынесенных в отношении задолженности, образовавшейся более 3 лет назад?
Ответ. До 31 декабря 2021 года при наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг выплата компенсаций и (или) субсидий приостанавливалась в любом случае, независимо от срока давности возникновения указанной задолженности.
С 1 января 2022 года основанием для отказа в предоставлении субсидии (компенсации) может быть только наличие вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных в отношении задолженности, которая образовалась не более чем три последних года.
2. Вопрос. Подлежит ли компенсации сумма, которая идёт на погашение
задолженности? Каким образом определяется размер компенсации в пределах нормативов потребления, если речь идет о погашении задолженности за предыдущие годы?
Ответ. С 1 января 2022 года при отсутствии подтвержденной судом задолженности или отсутствия информации о ее наличии в ГИС ЖКХ компенсируется как фактические текущие расходы граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, так и оплаченные ими суммы имеющейся задолженности.
Выплата компенсации возобновляется с месяца, следующего за месяцем погашения получателем задолженности, за все время, в течение которого выплата была приостановлена.
При этом, сумма компенсации рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья, минимального размера взноса на капитальный ремонт, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, действовавших в период, в течение которого выплата компенсации была приостановлена.
3. Вопрос. Имеют ли право на компенсацию с 1 января 2022 года граждане,
исполняющие решение суда о погашении имеющейся задолженности, при этом не оплачивающие текущие платежи?
Ответ. Вступивший в законную силу судебный акт, подтверждающий наличие непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, является основанием для приостановления выплаты компенсации.
Основанием для возобновления предоставления компенсации будет являться выполнение гражданином в полном объеме обязательств по вступившему в законную силу судебному акту.
4. Вопрос. Распространяется ли действие норм Федерального закона от 28 ноября 2018 г. №442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет?
Ответ. В соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ с 1 января 2022 г. наличие у граждан подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, является основанием для отказа в предоставлении компенсации и субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных статьями 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, с целью единообразного подхода к осуществлению социальной поддержки граждан в связи с понесенными ими расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанная норма закреплена также в областном законодательстве, регламентирующем назначение отдельным категориям льготников компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.