19 ноября текущего года Департаментом социальной защиты населения Владимирской области проведено совещание в режиме видеоконференцсвязи с руководителями интернатных учреждений по вопросу о внедрении стационарозамещающих технологий социального обслуживания, в т.ч. модели сопровождаемого проживания.
Данная технология предусматривает возможность предоставления инвалидам социальных и реабилитационных услуг преимущественно вне стационарных учреждений, а также помогает выработать навыки самостоятельной реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей).
Принято выделять 5 ступеней (видов) сопровождаемого проживания:
1. Ранняя помощь (раннее вмешательство) до 4-х лет.
2. Тьюторство и социально-педагогическое сопровождение (прежде всего детей-инвалидов при получении образования)
3. Дневная занятость (для тех инвалидов, кто не может реализоваться на открытом рынке труда).
4. Профессиональная подготовка и наставничество (в сфере защищенного рынка труда)
5. Обучение самостоятельному проживанию
В области утверждена и реализуется «дорожная карта» по развитию стационарозамещающих технологий (распоряжение администрации области от 2.10.2020 №834-р).
С декабря 2019 года открыт «Учебный центр сопровождаемого проживания».
На совещании заслушаны и обсуждены промежуточные итоги работы стационарных учреждений в системе сопровождаемого проживания. Ей охвачено пока около 220 чел.
В 2020 году:
- 63 чел. получали доступное образование,
- для 32чел. подготовлены документы на повышение гражданско-правового статуса (возврат дееспособности),
- 27 чел. трудоустроены,
- 3 возвращены в домашние условия проживания.
Около 200 чел. продолжают в той или иной мере восстанавливать или получать навыки самообслуживания, ведения хозяйства, цифровой и финансовой грамотности.
Определены основные направления работы для успешной реализации «дорожной карты» в 2021 году: отработка моделей тренировочного проживания, укрепление инфраструктуры (обновление материальной базы, подбор жилья), активизация межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.