В учреждениях социального обслуживания семьи и детей с 2020 года активно функционируют «Школы реабилитации и ухода» для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Уже более 300 родителей получили новые знания и навыки в вопросах воспитания, развития и реабилитации особенного ребенка, в т.ч. в домашних условиях.
К работе «Школ» привлекаются реабилитологи, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, медицинские сестры по массажу, инструкторы по труду и ЛФК.
Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и других индивидуальных особенностей ребенка.
Наиболее востребованными являются практические занятия по реабилитационным методикам, которые можно реализовать в домашних условиях.
«Школа реабилитации и ухода» предлагает обучающие мастер-классы по проведению массажа. Инструктора по лечебной физкультуре помогают родителям осваивать приемы выполнения утренней гимнастики и лечебной физкультуры с детьми, имеющими различные ортопедические и неврологические нарушения, дают рекомендации по режиму и физическому развитию детей.
Обучающие мероприятия в «Школе реабилитации и ухода» проводят также профессионалы-волонтеры из специализированных организаций: «Практическое занятие по правильному самоконтролю уровня сахара крови у детей с сахарным диабетом» (ВРО ОООИ «Российская Диабетическая Ассоциация»), «Лечение детей с ДЦП, современные методы терапии» (медицинская клиника «Бебибум»), «Комплекс упражнений на воде» (тренер по детскому плаванию, гидрореабилитолог), «Комплекс мероприятий для детей-инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата» (врач ВРОО Центра профессиональной поддержки материнства и детства «Мамина радость»).
Обучение предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия с периодичностью не реже одного раза в месяц. В условиях сложной эпидемиологической ситуации работа с родителями проводится в дистанционном формате, через родительский чат. Материал излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией наглядных материалов (видеоуроки, видеопрезентации, онлайн мастер-классы).
Информационно-методические материалы (памятки, буклеты) выдаются слушателям и размещаются на сайтах учреждений.
Благодаря работе «Школ реабилитации и ухода» отмечается повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждений, их активное участие в коррекционно-развивающем процессе ребенка, повышение уровня знаний о состоянии развития детей, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе. Родители отмечают улучшение детско-родительских отношений, и в целом микроклимата в семье.
Технология «Школа реабилитации и ухода» реализуется в рамках Комплекса мер Владимирской области по развитию и внедрению технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания, софинансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.