Адрес:

600022, г.Владимир, пр-кт Ленина, 59

E-mail:

dszn@avo.ru

Телефоны:

(4922)-545225,     (4922)-544319(факс)

Время работы и приема населения:

09.00 - 17.30
Перерыв 12.30 - 13.00
Выходные: суббота, воскресенье

Единый социальный телефон:

(4922)-362833,    8-800-450-01-21

Детский телефон доверия:

8-800-2000-122

Единый номер экстренных служб:

112

Тезисы выступления директора департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области

Тезисы выступления директора департамента социальной защиты населения администрации Владимирской  области

Л.Е. Кукушкиной

 

на Втором Всероссийском Форуме социальных инноваций регионов

 (8-9 июня 2017 г.)

 

По теме: «Жить достойно, жить дома»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: социальный проект «Жить достойно, жить дома». Буквально в двух словах должна рассказать о его предпосылках.

Владимирская область, как и целый ряд регионов России, сталкивается с проблемой очередности в стационарные учреждения социального обслуживания.

Связанная с рядом демографических и социальных причин, эта проблема буквально за несколько лет стала остро-актуальной: скажу, что  с 2010 по 2014 год очередность выросла вдвое, до «пиковой» отметки в 460 человек.

При этом, в течение нескольких последних лет мы ежегодно открываем новые, современные интернаты в г. Муром, г.Гусь-Хрустальный, Киржачском, Селивановском, Суздальском районах.  Здесь самые теплые слова благодарности хочу сказать Галине Николаевне Кареловой и Губернатору области Светлане Юрьевне Орловой. При их поддержке мы вошли в федеральный проект «Старшее поколение».

Вместе с тем, довольно быстро стало понятно, что за счет строительства новых учреждений полностью проблема не решается. Против нас – целый ряд демографических вызовов: старение населения, рост психоневрологических патологий, определенная социально-экономическая диспропорция.

Стандартный подход - формирование полноценной государственной программы требует времени, нормативного регулирования, существенных финансовых, административных и человеческих ресурсов. Понимание проблемы стимулировало нас на поиск нового, энергичного и эффективного решения.

Было понимание, что традиционная интернатная модель стационарного социального обслуживания уже не соответствует в полной мере требованиям современного общества, современного инвалида или пожилого человека.

Стационарная форма (прежде всего, связанная со строительством) высокозатратна и – главное: не может заменить семейную, домашнюю форму жизнеустройства.

Такая форма работы как поквартирные (подомовые) обходы дала возможность объективно оценить потребность практически каждого «очередника», возможности семьи.

Стало ясно, что кто-то нуждается в однократной или временной помощи, кому-то принципиально сохранить домашний быт, кто-то безальтернативно нуждается в интернате.

Было принято решение: искать ответ на вызовы в рамках проектных технологий, объединив имеющийся опыт, инновации, ресурсы.

Так родилась идея социального проекта «Жить достойно, жить дома».

Мы отталкивались от главных целей и задач:

- максимально приблизить услуги к получателю, продлить пребывание человека в привычной социальной (домашней) среде;

- качественно изменить инфраструктуру социального обслуживания

(развивать стационарозамещение, повышать эффективность и мобильность услуг, расширить рынок за счет негосударственных поставщиков услуг).

Мы привлекли и обобщили целый ряд практик и технологий.

  Приемная семья для граждан пожилого возраста инвалидов (постановление Губернатора Владимирской области от 16.08.2012 № 920 "О внедрении во Владимирской области стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов")

 

              Эта форма начала работать  в области с 2013 года. Были определены условия, при которых может быть создана приемная семья. Формируются по мере появления  людей, которые хотят и готовы жить вместе.  Обязательно предварительное  обучение в «Школе приемной семьи», с кандидатами работают социальные работники, психологи. Только потом  возможно заключение трехстороннего договора между помощником, подопечным и учреждением социального обслуживания.  

  Комплексные центры всегда на связи. Ежемесячно посещают семьи, осуществляют контроль, оценивают условия  проживания подопечного, отношения между помощником и подопечным, психологический климат  в приемной семье. 

  Взять в семью пожилого человека  это, прежде всего,  движение души, сострадание,  желание помочь. Именно поэтому  приемные семьи  активнее создаются  в сельских территориях. Люди ближе знают друг друга, лучше идут на контакт, более открыты.  У нас не распалась ни одна семья по причине взаимного неприятия. 

         Есть несколько случаев, когда приемную семью организует социальный работник. Как правило, много лет обслуживает пожилого человека на дому, а когда надомного обслуживания уже недостаточно - речь идет о помещении подопечного в интернат. Люди настолько привыкают друг к другу, что уже сложились почти родственные отношения. В этом случае создается приемная семья.

     За 4 года реализации стационарозамещающей технологии было создано 129 приемных семей, в которые приняты 133 человека.

    

Персональный помощник для лиц с тяжелыми ограничениями функции опорно-двигательного аппарата (постановление Губернатора Владимирской области от 12.03.2013 № 262 "О внедрении во Владимирской области технологии "Персональный помощник" для инвалидов с тяжелыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата").

Многие инвалиды-колясочники и лица с ограничениями функций опорно-двигательного аппарата проживают в домах, не приспособленных для данных категорий граждан, что препятствует их посещению социально-значимых объектов, включению в общественную жизнь. Для них требуется посторонняя физическая помощь и поддержка. Кроме того, нужна помощь при предоставлении  санитарно-гигиенических услуг.  Сейчас работают 100  помощников, обслуживают 103 инвалидов.       Помощник и подопечный, как правило, сами находят друг друга, поскольку предоставляемая помощь очень специфическая, часто деликатная, люди должны полностью доверять друг другу.

         Возмездная опека в отношении недееспособных граждан.

В 2013 году область пошла по пути введения возмездных договоров опеки. Принятый областной закон от 14.02.2013 № 22-ОЗ установил вознаграждение опекунам недееспособных граждан, не являющихся родственниками опекаемых. Сегодня выплаты из областного бюджета установлены в размере 6900 руб. на 1 опекаемого в месяц. Принято под опеку 148 человек (по численности - интернат средней вместимости).

При этом, в зависимости от нуждаемости и на общих основаниях, такая опекунская семья может получать как социальные услуги на дому, так и социальное сопровождение.

С учетом вышеназванных социальных практик подготовлена схема проектной технологии, которая максимально ориентирована на индивидуальные потребности пожилого человека или инвалида. Сначала предлагается социальное обслуживание на дому или персональный помощник; затем – одна из «внешних» форм поддерживаемого проживания – опека, попечительство, приемная семья. И только в крайних случаях предлагаем интернат.

Существенным условием является то, что человек имеет право воспользоваться несколькими формами, услугами. Так, 25 получателей услуг охвачены смешанной формой надомного  социального обслуживания, т.е. кроме социального работника помощь им оказывает и персональный помощник.

Тем самым полностью удовлетворяются потребности человека в полноценной жизни – бытовые, познавательные, культурные, реабилитационные.

И еще один очень важный момент: участие в проекте негосударственных организаций, волонтеров. На сегодняшний день в реестр поставщиков социальных услуг Владимирской области входят 15 «частников» (примерно 20% от общего числа организаций социального обслуживании); более половины из них ориентированы на предоставление услуг в нестационарных условиях.

На поддержку негосударственных организаций предусмотрены средства бюджета (на текущий год это примерно 29 млн.руб.).

Действительно, во многих случаях их подходы лояльны, требуют и контроля, и корректировки. С другой стороны – здоровая конкуренция на рынке услуг, менее формальные отношения с людьми.

Возвращаясь к стационарозамещающим технологиям, скажу, что социальный проект показывает свою жизнеспособность.

Так, с 2014 по 2017 год:

- численность охваченных альтернативными формами обслуживания выросла с 61 до 362 чел. (т.е. в 6 раз);

- очередность в психоневрологические интернаты сократилась с 460 чел. (по состоянию на 1 января) до 45 чел. на 1 мая (т.е. в 10 раз).

При этом, следует заметить, что финансирование стационарозамещающих технологий значительно эффективнее. В бюджетных показателях текущего года - 32,3 млн.руб. против почти 200 млн.руб. (которые тратились бы на содержание дома-интерната сопоставимой коечности).

Ожидаемые результаты к концу 2017 года:

- увеличить численность стационарозамещающих форм и технологий социального обслуживания:

персональных помощников до 130 чел.;

приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов - до 100 семей;

- опекунов недееспособных, не состоящих с опекаемыми в близком родстве, до 180 чел.;

- с введением в эксплуатацию в сентябре т.г. Вязниковского дома-интерната - полное решение проблемы очередности.

Возможно, главный ожидаемый результат - обеспечение гражданам пожилого возраста и инвалидам безусловного права жить и получать социальные услуги в семье, с сохранением привычных условий проживания, накопленных бытовых и социальных связей, а также повышение качества жизни таких людей.

 

Главную цель проекта мы и вложили в его название: «Жить достойно, жить дома».

Возврат к списку